Благодаря способности воспроизводить и понимать речь мы можем нормально общаться друг с другом, обмениваться опытом и информацией, и строить свою жизнь. Поэтому любые нарушения речи отрицательно сказываются на качестве жизнедеятельности. Людям, которые не могут полноценно выражать свои мысли, с трудом удается выстроить карьеру или наладить личную жизнь. Диагностикой и лечением нарушений речи лучше заниматься в детском возрасте, не дожидаясь, пока такие патологии станут запущенными и перейдут во взрослую жизнь. Итак, темой нашего сегодняшнего разговора на www.rasteniya-lecarstvennie.ru станет нарушение артикуляции у детей и взрослых.
Что такое артикуляция?
Под термином артикуляция специалисты логопеды подразумевают работу речевого аппарата, которая обеспечивает правильное создание звука. Артикуляция приводит к четкому расчленению звуков, которые может слышать человеческое ухо.
Правильная артикуляция обеспечивает правильное произношение звуков. И важную роль при этом играют не голосовые связи, а органы произношения – активные либо пассивные. К первым относят язык и губы, а ко вторым – зубы, мягкое и твердое небо, а также десны.
Причины расстройств артикуляции
Расстройства речевой артикуляции у взрослых и у детей могут провоцироваться механическими причинами, которые представлены аномалиями прикуса, слишком короткой уздечкой языка и прочими патологическими состояниями. Если же у пациента не обнаружено никаких проблем в строении речевого аппарата, доктора говорят о функциональном нарушении – о дискоординированности этих органов.
У детей нарушения артикуляции обычно объясняются генетической предрасположенностью, перинатальными патологиями и минимальными органическими поражениями речевой зоны коры. Также такие проблемы могут быть спровоцированы неблагоприятным социальным окружением, неправильным произношением звуков у ближайших родственников, а еще двуязычием в семье. В ряде случаев нарушения артикуляции появляются при физической ослабленности на фоне частых инфекционных и хронических недугов, а еще при недоразвитии фонематического слуха.
Кроме всего прочего, логопеды утверждают, что дети не могут правильно произносить все звуки до пятилетнего возраста. Это физиологическое нарушение артикуляции, которое является вариантом нормы.
Коррекция расстройств артикуляции у детей и у взрослых
Нарушения артикуляции требуют своевременного лечения. Лучше всего диагностировать и устранить их еще в раннем детстве. Если же не справиться с такими проблемами, они останутся на всю жизнь.
В ряде случаев для успешного устранения нарушений артикуляции нужно обращаться за помощью к стоматологу, к примеру, для коррекции неправильного прикуса или короткой уздечки. С проблемой короткой уздечки можно справиться также путем систематичного проведения ряда упражнений.
Если нарушения артикуляции вызваны дискоординированностью органов речи, то устранить такую проблему можно лишь при помощи регулярных занятий с логопедом либо самостоятельных тренировок.
Артикуляционные упражнения для детей
Дети должны выполнять артикуляционные упражнения перед зеркалом. Заниматься этим можно, начиная с трехлетнего возраста.
Упражнения:
- «окошко» - ребенок должен широко открыть рот (жара), после закрыть его (холод); - «чистим зубы» кроха улыбается, открывая рот, кончиком языка чистит нижние и верхние зубы поочередно; - «месим тесто» ребенок улыбается, после шлепает языком между зубами – «пя-пя-пя», затем – кусает кончик языка зубками; - «чашечка» - кроха улыбается, широко раскрывает рот, высовывает широкий язык и формирует из него «чашечку» (приподнимает кончик); - «дудочка» - ребенок должен вытянуть вперед напряженные губы, сомкнув при этом зубы; - «заборчик» - малышу нужно улыбнуться, далее обнажить с напряжением сомкнутые зубы; - «маляр» - ребенок улыбается, приоткрывает рот и кончиком языка гладит (красит) небо; - «грибочки» - малышу нужно улыбнуться, после поцокать языком (как будто едет на лошадке) и присосаться широким языком к небу; - «кошечка» - кроха улыбается пошире, открыв рот. Кончик его языка должен упереться в нижние зубы, язык при этом следует выгнуть горкой так, чтобы он уперся кончиком в нижние зубки; - «качели» - ребенок улыбается, открывает рот, кончик его языка заходит то за верхние зубы, то за нижние зубы.
Это лишь несколько артикуляционных упражнений, которые можно выполнять с ребенком в домашних условиях.
Упражнения для взрослых
Взрослым также рекомендуется выполнять упражнения перед зеркалом, так гимнастика будет максимально эффективной.
Упражнения:
- для разработки мягкого неба совершайте зевки с закрытым ртом; - «покрасьте» языком верхний свод внутри рта – от мягкого неба и вплоть до основания верхних зубов; - произносите гласные звуки, позевывая; - имитируйте полоскание горла; - разрабатывайте нижнюю челюсть, двигая ней взад-вперед, а также из стороны в сторону; - опускайте челюсти книзу с сопротивлением; - разрабатывайте щеки, поочередно втягивая либо надувая их; - перекатывайте «воздушный шарик» со щеки до щеки; - втяните обе щеки так, чтобы сформировался «рыбий рот» и подвигайте губами; - пофыркайте как лошадка; - аккуратно пожуйте губы; - вытяните язык с острым кончиком посильнее, после положите его расслабленным на нижнюю губу.
Нарушение артикуляции речи у взрослых также поправимо как и у детей. А именно, систематическое выполнение артикуляционных упражнений поможет избавиться от артикуляционных нарушений в разном возрасте.