Логин: 
Пароль: 
Регистрация
Забыли пароль?

 

Опрос

Как давно Вы бы хотели бросить курить?


 
 
Здравствуйте! Вы здесь:
» » Обследование нервной системы у детей

Обследование нервной системы у детей

  


| 8 января 2019
Возможно, это фото увеличивается по клику:
Обследование нервной системы у детей Чтобы оценить состояние нервной системы можно оценить поведение при осмотре, сознание и реакции на определенные воздействия. Также применяются инструментальные методы.

Детальное исследование проводит врач невролог. Так как за развитием ребёнка наблюдает педиатр, то первое обращение по данному поводу родители должны сделать к нему.

Исследование рефлексов у новорожденных детей

Рефлексы у новорождённого ребенка определены неразвитостью нервной системы и со временем исчезают с развитием его мозга.

Рефлексы глаз:

* рефлекс мигания -- освещение светом глаз ведет к возникновению мигательных движений;

* рефлекс ослепления -- на яркий свет новорождённый просто закрывает глаза;

* рефлекс «заходящего солнца» -- яблоки глаз опускаются вниз и сходятся к носу при быстром переходе из вертикального в горизонтальное положение тела.

Эти рефлексы в норме исчезают к 3 - 4-й неделе жизни. Их сохранение на более продолжительное время говорит о поражении промежуточного мозга.

Рефлексы лица:

* рефлекс сосания -- при касании губ ребёнка возникают сосательные движения;

* рефлекс поисковый (Куссмауля) -- штриховое раздражение шпателем губ ведёт к поисковым движениям (может отсутствовать у недоношенных);

* рефлекс хоботковый -- прикосновение к углу рта пальцем приводит к выпячиванию губ трубочкой.

Данные рефлексы пропадают к 6-8 неделям жизни. Отсутствие рефлексов у новорождённых детей может быть вызвано асфиксией, родовой травмой. Также наблюдается при нарушениях развития у детей нервной системы.

Рефлексы рук:

* рефлекс хватательный (Робинсона) -- при прикосновении пальцами к поверхностям ладоней рук ребёнка начинается тоническое сгибание пальцев, и ребёнок плотно рефлекторно обхватывает палец исследователя. Появляется рефлекс до 2-3 месяцев жизни, но порой позднее;

* рефлекс ладонно-рото-головной (Бабкина) -- при придавливании ладонной поверхности рук ребенок пригибает к груди голову и приоткрывает рот. При ЧМТ (черепно-мозговой травме) этот рефлекс не обнаруживается;

* рефлекс объятия (Моро) -- появляется при быстром подъёме ребенка из горизонтального положения на спине. Плечи расправляются, руки же отходят в сторону, а после производят обхватывающее движение и сходятся на груди. Этих движений нет при ЧМТ.

Рефлексы туловища:

* рефлекс Галанта –- при штриховом раздражении пальцем зоны вдоль позвоночного столба туловище ребенка выгибается в сторону раздражителя;

* рефлекс Переза -- путь пальца по остистым отросткам у позвонков и слабое на них давление от копчика к шее приводит к крику у новорождённого, сгибанию нижних и верхних конечностей, подниманию головы. При повреждении мозга данных движений рефлекса нет.

Рефлексы ног:

* рефлекс опоры -- при поддерживании ребенка под мышки в вертикальном положении его ноги упруго упираются в пеленальный стол;

* рефлекс автоматической ходьбы -- при наклоне вперёд тела из вертикального положения ребенок переминается ногами, как при ходьбе, но равновесия он не держит, и в верхних конечностях движений нет;

* рефлекс нижний хватательный -- при проведении с надавливанием на подошву в области 1-го межкостного промежутка стопы начинается сгибание подошвы пальцев ног.

Рефлексы положения:

* рефлекс плавания -- погружение в воду ребенка в положении на животе вызывает плавательные ритмичные движения туловища и конечностей;

* рефлекс ползания (Бауэра) -- в положении на животе ребенок разгибает и сгибает ноги. При создании для стоп опоры (приложить снизу ладонь) новорожденный отталкивается от ладони и ползёт вперед.

Примитивные (простейшие) рефлексы у грудных детей как правило при тяжелых дефектах нервной системы, как ЧМТ, отсутствуют. Заключение об этом делает доктор невролог.

Тонус мышц обследуется при спокойствии грудничка с учётом анатомофизиологических и возрастных особенностей.

У ребенка может обнаружиться гипертония мышц при асфиксии, тяжёлых ЧМТ, кровоизлияниях внутри черепа. Гипотония мышц характерна для детей даунят. Нарушение мышечного тонуса с преобладанием гипотонии и возникновением в будущем гиперкинезов наблюдаются при ядерной желтухе.

Исследование рефлексов сухожилий производится перкуссионным или неврологическим молоточком. Для уточнения двигательной функции нужно обследовать у детей рефлексы слизистых оболочек: анальный, коньюнктивальный, орнеальный, нёбный, глоточный; кожные - брюшные (нижний, средний, верхний), подошвенный и кремастерный; сухожильные – ахиллов, коленный, разгибательно-локтевой, сгибательно-локтевой, нижнечелюстной; надкостничные – лобковый, рёберно-абдоминальный, пястно-лучевой, надбровный; суставные рефлексы Майера и Лери.

К завершению 1-й недели жизни возникают сухожильные рефлексы (коленные и с двуглавой мышцы); к 3-4 месяцам более чётко проявляется ахиллов рефлекс. Со 2-й недели проявляются брюшные рефлексы (кожные). У новорождённых и грудных детей в первые месяцы жизни могут отмечаться рефлексы Россолимо, Гордона, Шеффера, Бабинского.

Рефлекс Бабинского -- делается штриховое движение по наружному краю стопы по направлению от пятки к пальцам. При сгибании на подошве всех пальцев признак считается отрицательным, а при подошвенном разгибании всех пальцев и тыльном большого пальца - положительным.

Менингеальный признак. Обнаруживается в ригидности мышц затылка и положительных симптомах Кернига и Брудзинского.

Ригидность мышц затылка - при сгинании кпереди головы ребенок чувствует боль в затылке. Напряжение мышц шеи рефлекторно делает сгибание невозможным (больной не достаёт грудину подбородком).

Рефлекс Брудзинского

* верхний: при сгинании головы грудничком пассивно, лежащим на спине с вытянутыми ножками, обнаруживается рефлекторное сгибание ножек в коленном и тазобедренном суставах. Часто сгибаются одновременно и руки;

* нижний: при пассивном сильном сгибании в коленном и тазобедренном суставах одной ноги начинается сгибание и второй ноги;

* лобковый: при давлении на лобок начинается рефлекторное сгибание ножек в коленных и тазобедренных суставах.

* Симптом Кернига: невозможность разгибания ноги полностью в колене тогда, когда она согнута в тазобедренном под прямым углом.

* Гипертензионный синдром выражается в выбухании большого родничка, менингизме (ригидность мышц затылка, верхнем рефлексе Брудзинского), рвоте.

Оценка развития психики

У детей грудничков психическое развитие проясняется при наблюдении за ними в комплексе с оценкой слуха, зрения, речи, моторики, путём сличения с показателями «по возрасту» нервно-психического развития.

Оценка зрелости ребенка школьного возраста

Применяются тесты.

Исследование кожно-вегетативных рефлексов

Кожно-вегетативные рефлексы проясняются при обследовании у детей пиломаторного, рефлекторного и местного дермографизма.

Волосковый (пиломаторный) рефлекс проявляется при ускоренном остужении кожи кубиком льда либо при раздражении кожи на задней поверхности шеи щипком (над трапециевидной мышцей).

Под этим действием сжимаются волосковые гладкие мышцы и на стороне где идет раздражение появляется «гусиная кожа». Рефлекс не возникает при поражении части спинного мозга.

Потовые рефлексы проверяют с использованием грелок или введением под кожу пилокарпина, приемом тёплых напитков потогонного действия или аспирина.

Грелка будоражит спинномозговые отделы нервной вегетативной системы. Пилокарпин влияет на ганглии и волокна. Аспирин действует на центры потоотделения гипоталамуса.

Для прояснения выраженности выделения пота на разных участках кожи применяют пробу Минора – на кожу (конечностей, туловища, лица) наносят спиртово-масляный раствор йода. После высыхания места нанесения припорашивают крахмалом. На местах где появится пот возникает окрашивание фиолетово-чёрного цвета.

Нужно учитывать урывочность потоотделения. Нарушение отделения пота может быть односторонним и двусторонним.

Высокое возбуждение парасимпатического отдела вызывает много водянистого пота. Раздражение симпатического отдела провоцирует вязкий и скудный пот.

Обследование у ребенка вегетативных рефлексов, характеризующих особенности регуляции тонуса сосудов

* Рефлекс глазо-сердечный (Ашнера). Слабое давление парой пальцев на боковую и переднюю поверхности глаз в течение полуминуты. Частоту дыхания, пульс и АД промеряют до этого и после. При нормальной реакции пульс становится реже на 10 ударов в минуту, дыхание урежается (менее 16 вдохов в минуту) и углубляется, несколько падает АД.

При отсутствии эффекта рефлекс отрицательный. У ребенка рефлекс положителен с 1-3 месяцев. У новорождённых детей при давлении на глаза пульс становится чаще.

* Солярный рефлекс (эпигастральный) вызывают давлением на стенку живота в эпигастральной области. Грудник должен быть на спине и расслаблен. Рука доктора проникает в глубину до чувства пульса аорты. Пульсация должна затормозятся в минуту на 4 - 12 ударов. При высоком тонусе симпатического отдела торможение может быть более существенным.

* Ортостатическая проба - переход из горизонтального в вертикальное положение в норме повышает у ребёнка пульс в минуту на 10-12 ударов.

* Клиностатическая проба - переход из вертикального в горизонтальное положение ребёнка в норме приводит к замедлению пульса на 10 - 12 ударов. При изменении положения тела при проблеме в вегетативных отделах нервной системы изменения в скорости пульса могут быть выраженнее.

Инструментальные методы исследования нервной системы

* Диафаноскопия (Трансиллюминация);
* Рентгенологическое обследование черепа (Краниография);
* Реоэнцефалография;
* Элекгроэнцефалография;
* Обследование у ребенка спинномозговой жидкости (Люмбальная пункция);
* Магнито-резонансная томография;
* Компьютерная томография;
* Электромиография;
* Спондилография;
* Миелографии;
* Пневмоэнцефалографии;
* Церебральная ангиография;
* Позитронно-эмиссиоиная томография;
* Ультразвуковая нейросонография;
* Допплерография сосудов головы;
* Эхоэнцефалоскопия;
* Реоэнцефалография;
* Допплерография;

Александр, автор "Популярно о здоровье" (www.rasteniya-lecarstvennie.ru)
Google


- Уважаемые наши читатели! Пожалуйста, выделите найденную опечатку и нажмите Ctrl+Enter. Напишите нам, что там не так.
- Оставьте, пожалуйста, свой комментарий ниже! Просим Вас! Нам важно знать Ваше мнение! Спасибо! Благодарим Вас!



Имя:*
E-Mail:*
:
Вопрос:
Сколько будет 2+0+1+8 ?
Ответ:*
Введите два слова, показанных на изображении: *





Яндекс.Метрика